Слаботочка Книги

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [99] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199

правило, основанием для заполнения карточки учета неисправности. Примерная (}юрма аппаратного журнала приведена на рис. 18.1.

Карточка учета неисправностей заполняется по данным аппаратного журнала с привлечением другой информации (в том числе из ремонтных органов) и представляет собой своеобразный протокол по каждой неисправности. Карточки являются весьма удобной формой накопления статистической информации, учитывая в особенности необходимость последующей сортировки и классификации отказов по различным признакам при первичной обработке результатов испытаний. Пример бланка карточки учета неисправности и расшифровка содержания его граф приведены на рис. 18.2.

18.3. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

18.3.1. Предварительные замечания. Получаемый в результате испытаний перечень нарушений функционирования представляет собой совокупность ситуаций очень разнородных как по причинам возникновения, так и по их влиянию на те или иные показатели надежности. В частности, например, в условиях совмещенных испытаний опытных образцов сложных изделий статистическая информация может быть в значительной степени засорена фактами нарушения исправности, не имеющими отношения к оцениваемому (или контролируемому) показателю надежности. Поэтому обработка результатов наблюдений при любой процедуре - определительной или контрольной - должна включать в качестве первого обязательного этапа этап предварительного качественного анализа. Основными задачами качественного анализа являются объединение и классификация информации.

18.3.2. Объединение информации. Важным средством увеличения объема статистической информации является объединение сведений об отказах и наработке однотипных изделий, полученных на разных этапах испытаний или на испытаниях, проводимых в разных климатических зонах страны. Однако объединение статистической информации наряду с формальным увеличением объема может значительно ухудшить качество информации, ее однородность. Поэтому возможность и целесообразность объединения информации должны быть обоснованы инженерными соображениями. В каждом конкретном случае перед испытаниями рекомендуется планировать возможность объединения статистической информации, а после испытаний исследовать полученную информацию на предмет отсутствия противопоказаний к объединению.

В условиях ограниченного объема статистической информации количественная оценка ее однородности по какому-либо статистическому критерию не может -быть достаточно убедительной, поэтому основными средствами обеспечения достоверности экспериментальных оценок являются инженерный анализ условий изготовления и испытаний изделий и соответствующая классификация информации об отказах.

18.3.3. Классификация информации. В зависимости от целей анализа статистическую информацию можно классифицировать по разным признакам - по причинам, месту и способу восстановления, характеру влияния на работоспособность изделия, отношению к конкретным показателям надежности и т. д. С точки зрения задач экспериментальной оценки надежности наиболее важными считаются две группы классификации отказов - по причинам и по отношению к оцениваемым показателям надежности.

1. Классификация отказов по причинам возникновения. Группы, на которые классифицируются отказы по причинам возникновения, определяются в основном тем, какие мероприятия могут способствовать улучшению качества изделий.

Выделяются следующие группы отказов:

конструкционные, определяемые качеством разработки изделия;



технологические, определяемые качеством технологической документации и технологического оснащения производства;

производственные, обусловленные нарушениями требований технологии при изготовлении;

эксплуатационные, обусловленные эксплуатацией изделия в режимах и условиях, не предусмотренных технической документацией.

Для программно управляемых изделий кроме перечисленных могут быть выделены еще две группы нарушений функционирования, которые внешне проявляются как отказы: алгоритмические и программные.

Отказы, зафиксированные рри испытаниях

Отказы, связанные с изменением параметлов (свойств) элементов изделия

Отказы В условиях, волустимых по ТУ

Отказы, yv при оценке о надежно

итываемые \

сказателей


III

Случаи неравотоспосоёности, не связанные с изменением параметров (свойств) элементов изделия

Отказы в условиях, превышающих допустимые по ТУ (в том числе из-за нарушений обслуживающим персоналом инструкций /70 эксплатоции)

Откпзь/. возникающие ойнозначно при опреоеленных условиях, вторичные

отказы и отказы, вызванные испытаниями в особых условиях

Отказы, причины которых устранены доработками (эффективность боработок подтверждена)


Отказы, не учитываемые при оценке показателей надежнасти

Рис. 18.3. Классификация отказов

В результате ошибок или недоработок в алгоритмах или программах даже совершенно исправное изделие при некоторых условиях не в состоянии выполнить свои функции. Для таких отказов характерно то, что они проявляются одинаково во всех экземплярах изделий при возникновении соответствующих условий.

2. Классификация отказов по отношению к оцениваемым показателям надежности. При классификации отказов по отношению к оцениваемым показателям надежности все отказы разделяются на «учитываемые» и «неучитываемые». При этом к неучитываемым относятся:

отказы, вызванные внешними воздействиями, не предусмотренными в технической документации на изделие, а также из-за нарушений инструкций по эксплуатации;

отказы опытных образцов, причины которых устраняются в процессе доработок;

отказы, связанные с проведением специальных экспериментов;

отказы, не влияющие на конкретный оцениваемый показатель.

Схема, поясняющая принцип классификации отказов по отношению к пока-зател ям надежности, представлена на рис. 18.3.

18.3.4. Характерные ошибки при организации испытаний, сборе и первичной обработке статистической информации. Общие правила проведения испытаний,



содержащие четкие и подробные инструкции по всем вопросам испытаний, являются необходимой предпосылкой получения достоверных данных о надежности. Ниже приведены примеры некоторых характерных ошибок.

1. Отклонения от установленных правил ремонта. Эта ошибка проявляется чаще всего в использовании инструментов, принадлежностей и ремонтного оборудования, не предназначаемых для восстанавливаемого изделия, а также в нарушении установленного документацией порядка восстановления изделия. Например, вместо замены отказавшего сменного элемента (узла) запасным предпринимают его ремонт непосредственно на месте. Восстановление работоспособности изделия при этом существенно усложняется и затягивается. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при оценке показателей ремонтопригодности вся стратегия ремонта, предложенная разработчиком в эксплуатационной документации вместе с ремонтным оборудованием и комплектом ЗИП, является таким же объектом испытаний, как и само изделие.

2. Отклонения от установленных режимов регламентных работ. Возможны отклонения в сторону как сокращения, так и увеличения объемов регламентных работ по отношению к предусмотренным документацией. Например, часть предусмотренных регламентных работ может не проводиться из-за дефицита времени или отсутствия соответствующего персонала. Полученные в этих условиях результаты могут существенно отличаться от тех, которые были бы получены при установленной системе технического обслуживания.

3. Ошибки при классификации отказов. Эти ошибки наиболее распространены. Не считая случаев искажений, обусловленных чисто ведомственными интересами, ошибки классификации в основном являются следствием неправильной интерпретации тех или иных классификационных признаков в конкретной ситуации. (Например, бывает трудно отличить случайное нарушение инструкции обслуживающим персоналом от естественной ошибки, обусловленной эргономическим несовершенством изделия или низким качеством эксплуатационной документации.)

Распространенной ошибкой является преждевременное (не подтвержденное последующими испытаниями) исключение из расчета отказов, по которым проведены доработки. Такие отказы можно исключать только в том случае, когда доработка исключает возможность их появления в принципе.

Следующая характерная ошибка: в группу неучитываемых заносят все отказы, выявленные во время регламентных работ, мотивируя это тем, что регламентные работы предназначены для выявления скрытых отказов. При этом в оценках надежности не учитываются и отказы, накопившиеся в межрегламентный период, что существенно завышает все оценки. К неучитываемым в данном случае можно относить лишь те ситуации, когда при регламентных работах выявляются и устраняются «потенциальные» отказы специальными методами прогнозирования отказов. Ошибкой классификации является и исключение из расчета отказов, самоустраняющихся при поиске и ремонте.

Наконец, часто встречающейся ошибкой является отнесение к учитываемым отказов, не имеющих отношения к оцениваемому показателю надежности. Примерами таких ситуаций могут быть остановы вычислительных устройств из-за недоработок алгоритмов или программ, случаи брака продукции или остановы автоматических линий при определенных отклонениях физико-химических свойств сырья или параметров заготовок (внешне такие отказы выглядят как нарушения нормальной работы изделия).

Необходимо также иметь в виду, что учет или неучет того или иного отказа зависит и от того, какой конкретно показатель надежности оценивается. Например, отказ в условиях, недопустимых по ТУ, не учитывается при оценке показателей безотказности, но может быть учтен при оценке показателей ремонтно-пригодности, если при таком отказе производятся те же манипуляции по восстановлению (ремонт, замена), что и при отказе в номинальных режимах.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [99] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199
Яндекс.Метрика