![]() | |
Слаботочка Книги 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [85] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 ![]() Таблица 61. Hei ерметичность затвора безупорной поворотной заслонки Рис. 6.5. Поворотная заслонка: а - безупорная: б - упорная ![]() fO JO so 70° « Рис. 6.6. Зависимость коэффициен га а от угла поворота а диска заслонки твора для различных безупорпых заслонок. Под негерметнчностыо понимается расход среды через полностью закрытую заслонку в процентах расхода cpejjii через шслонку при ее полном открытии. Hei ерме1ичность уюрных зааюнок принимается меньшей в 3 - 4 раза. По конструкции опор вала поворотные заслонки подразделяются на двух-опорные и четырехопорцые. Двухопорные заслонки применяют дтя легких условий работы, че1Ырехопорнь)е - дJ[я тяжелых (при болыпнх перепадах давлений, повышенной температуре, агрессивных средах и др.). Для поворотной заслонки минимальный перепад опредедяе1ся прочностью оси и диска. При Этом наибольшая нагрузка, действующая на диск при закрытом проходе, равна [1роизве-дению [ерепала на площадь диска. В положении промежуточного открытия диск заслонки разделяет поток на две неравные части, в результате этого расход среды и скорости потоков через верхнюю и нижнюю щели будут неодинаковы. При этом вследствие разного статического давления среды перед диском (вверху и внизу! на него действует реактивный вращающий мо- Условный проход 80 100 150 200 250 300 400 500 600 800 1000 Условная пропускная способность 140 240 525 900 1400 2150 3750 5800 8300 15000 18000 Негерме! ичнос! ь затвора 2 макс 1 /о 8,2 5,8 4,0 3.0 3,2 2,7 3,0 2,4 2,0 1,5 1.3 мент, С!ремящиися повернуть его таким образом, чтобы закрыть проход. Для определения вращающего момента можно воспользоваться следующей формулой: Мнр = aДP) где а - коэффициент, зависящий or угла поворота диска а (рис. 6 6); ДР - перепад давления на диске; D - диаметр диска. Перестановочный момент, который должен создавать ИМ для вращения затвора, определяется реак! ивным вра[1[аю[[шм моментом и момен ЮМ сил трения в подшипниках. При открытии !1рохода Э1и моменты складываются, а при шкрытии вычитаются. Ввиду тою что момент сил трения трудно учигывать, обычно значение перестановочного момента выбирают в 2 раза больше реактивного вращающего момента. МпогоАопастные julaohku (жалюзи) при одинаковых размерах с oднoJ!Oпacтными имеют существенно меньший реактивный вращающий момент. Однако в связи с более сложной конструкцией и очень большим пропуском в положении «ЗакрЬЕЮ» мноюло-пастные 3acJ!ohkh !1рименяют относительно ре; [КО. В обычных поворотных заслонках, когда диаметр зат вора и седла примерно равны диаметру условного 1!рохода, 100%-ная пропускная способность достигается при повороте за!вора на 60°. В тех случаях, когда необходимо, чтобы при том же диаметре условного прохода корпуса пропускная способность заслонки при повороте затвора на 60° была меньшей, в кор!!ус вс1ав;!яю1 кольцевую вставку (производится сужение прохода) и затвор выбирают меньшего диаметра. Таким образом, поворотные заслонки при одном и том же ![роходе могу! иметь по- чную условную и уменьшенную. пропускную способность Регулирующие клапаны Pel улнрующие клапаны являются наиболее распространенным видом дроссельных Ро, Их применяют для регулирования расходов жидкостей, пара и газов при любых параметрах среды. Регулирующие клапаны различают по виду и числу опорных поверхностей, по конструкции плунжеров и корпусов. В двухседельных РО (рнс. 6.7) корпус / имеет два седла 2 и 5, а затвор 4, проходящий через Эти седла, имеет два утолщения с дросселирующими и запирающими поверхностями. Перемещение затвора относительно седел изменяет площадь прохода. Основным преимуществом двухседельного регулирующею клапана является в значительной мере рацруженность затвора от одностороннего действия силы, создаваемой статическим давлением среды. Некоторая не- уравновешенность усилий объясняется тем, что по условиям сборки диаметр прохода верхнего седла Dj делают больше диаметра нижнего седла Dc2- Кроме юю, в двухседельных регулирующих клапанах имеется возможность изготовления дросселирующих поверхностей различной конфигурации для получения нужной конструктивной и соответственно пропускной характеристик. Дзухседельные регулирующие клапаны изготовляются нормального («Воздух закры-ваег.>, рис 6.7, а) и обратного («Воздух открывает», рис. 6.7,6) исполнения Недостатком двухседельно! о pei yjm-рующего клапана является относительно большое значение допустимой иегерметично-сти затвора. Кроме того, при больших перепадах давления и обычных конфигурациях дросселирующих поверхностей движение среды создает большие усилия на клапан из-за ;щнамической неуравновещеиности затворов По конструкции затворы двухседельных регулируюцщх клапанов разделяются на тарельчатые, пробковые и поршневые. В тарельчатые затворах (рис. 6.8. а) запирающая и дросселирующая поверхности имеют плоскую (рис 6.8,6) или коническую (рис 6.8, в) форму. Тарельчатые клапаны с плоской опорной поверхностью как РО применяют редко. Это объясняется тем, что при малых Открытиях клапана вследствие больших скоростей среды в щели кромки та- ![]() Рис. 6.7. Двухседельный пробковый РО нормального (а) и повернутого (б) исполнеинй ![]() Рис. 6.8. Тарельчатый затвор двухседельного регулирующего клапана релки быстро изнашиваются и характеристика клапана сильно ухудшается Чаще нх нрн-меняют как запорные органы или при двухпозипионном регулировании Тарельчатые затворы с конической опорной поверхностью применяют при регулировани# больших расходов, однако они имеют ге же недостатки, что и клапаны с плоской опорной поверхностью, и поэтому широкого распространения ие получили. Конструктивные характеристики тарельчатых клапанов независимо от формы опорных поверхностей с достаточной для практики точностью можно считать линейными (рис 6.9). В пробковых затворах (см. рис. 6 7) дросселирующая поверхность представляет собой поверхность вращения параболы - параболоид. Запирающая поверхность выг10лнена в внде конических кромок. Пробковые затворы рекомендуется применять для тяжелых условий *ксплуатации при регулировании расхода вязких жидкостей, коксующейся среды и среды, выдел яюпгей кристаллы. Конструктивные характеристтши клапанов с пробковым затвором могут быть любыми в зависимости от профиля дросселирующей поверхности. Подъем пробковых затворов обычно составляет 0,5-0,6 диаметра прохода De в седле. К недостаткам пробковых затворов следует отнести быстрый износ дросселирую- О 0,2 0,1* 0.S 0,8 S Рис. 6.9. Конструктивные характеристики тарельчатых клапанов: I - линейная; 2 - близкая к линейной щих поверхностей в положении, близком к закрытому. Однако благодаря возможности наплавки дросселирующих поверхностей твердыми сплавами и надежности работы в загрязненных средах регулирующие клапаны с пробковым затвором приняты как базовая Конструкция в двухседельных регу-лируюншх органах Государственной системы приборов (ГСП), В поршневых затворах дросселирующие 1[Оверхности могут быть в виде шлицев (рис 6.10,(1) или резьбовых отверстий (рш;. 6.10,6). В поршневых затворах С дроссельными поверхностями в виде штицев площадь прохода между затвором и седлом является суммарной плоитадью отдельных шлицев. Обычно шлицы делают разной высоты с таким расчетом, чтобы они последовательно вступали й работу. При этом можно каждый шлип делать ббльших размеров и с меньшей точностью, чем шлицы одинаковой высоты. Такая конструкция затвора по1воляет избежать быстрого износа дроссельных поверхностей в положении, близком к закрытому. Поршневые затворы со шлнцевой дросселирующей поверхностью применяю! для регулирования невязких и некристаллизирую-!11ихся жидкостей. Регулирующие клапаны с поршневым затвором могут иметь любые конструктивные и пропускные характерис1ики; кроме !ого, ЭТИ характеристики мотут быть легко изменены путем изменения профиля шлицев. Клапаны с порншевым затвором работают лучше, чем клапаны с пробковым затвором, в условиях кавитации. В клапанах, предназначенных для работы в условиях кавитации, поршневые затворы имеют большое число резьбовых отверстий на боковой поверхности Число и размеры резьбовых отверстий подбирают таким образом, чтобы по мере 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [85] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
|