Слаботочка Книги

0 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

обходимо применять металлы и сплавы, которые не подвергаются коррозии (нержавеющие стали, титановый сплав и др.), или наносить на них защитные металлические, неметаллические и лакокрасочные покрытия. Основные требования к выбору защитных, защитно-декоративных металлических и неметаллических покрытий регламентируются ГОСТ 9.303-84. Классификация лакокрасочных покрытий по внешнему виду и условиям эксплуатации устанавливается ГОСТ 9.032-74.

Влага, проникая в поры, трещины и капилляры изоляционных материалов, вызывает уменьшение объемного сопротивления, рост диэлектрических потерь и увеличение диэлектрической проницаемости последних. Поэтому изоляционные детали несущих конструкций необходимо изготавливать из негигроскопичных материалов или пропитывать детали негигроскопичными материалами.

Влияние пониженного атмосферного давления. С увеличением высоты атмосферное давление снижается. Значение атмосферного давления воздуха на различных высотах показано на рис. 1.2.

Пробивное напряжение воздуха U характеризуется произведением давления р на расстояние h между электродами (закон Па-шена). Графическая зависимость между U и произведением ph показана на рис. 1.3. Пользуясь графиком, найдем пробивное напряжение для расстояния /г=0,5 см при давлении р = 760 и 40 мм рт. ст., которые будут 12 000 и 1200 В соответственно, т. е. пробивное напряжение уменьшается в 10 раз.

Следовательно, зазоры между токонесущими деталями, находящимися в негерметизированных устройствах и работающими при пониженных давлениях, приходится увеличивать по сравнению с зазорами в аппаратуре, работающей при нормальном давлении. Пониженное атмосферное давление способствует испарению некоторых составляющих смазок, лаков и других материалов. Кроме того, при низком давлении снижается плотность воздуха, что ухудшает условия охлаждения аппаратуры.


и, В

10

re ZJ 24 Да-/-/

Рис. 1.2. Атмосферное давление воздуха на различных высотах

10 10 W 10"

ph,:MMM рт. ст.

Рис. 1.3. Значения пробивного напряжения от произведения ph



Часто узлы и блоки, используемые при пониженных давлениях, герметизируют. Б них сохраняется нормальное внутреннее давление воздуха при подъеме на высоту. Вследствие образующейся разности между внутренним и внешним давлениями, достигающей при больших высотах значения, близкого к 1 атм, могут появиться значительные деформации стенок кожуха. В результате этих деформаций возникают трещины, что нарушает герметизацию, а также увеличение габаритов кожухов, которые могут повредить близко расположенные устройства.

Влияние пыли и песка. Пыль состоит из мелких и твердых частиц, равномерно распределенных в воздухе. Эти частицы тяжелее воздуха, поэтому они медленно осаждаются на поверхности и легко проникают всюду через неплотные соединения и мелкие отверстия.

Пыль и песок, проникая в блоки аппаратуры, попадают на смазку подвижных элементов, что приводит к увеличению моментов вращения и усилий на перемещения, к ускорению износа и заеданию. Пыль, оседая на поверхность деталей, благоприятствует конденсации влаги, что усиливает коррозию металлов и сплавов и ухудшает изоляционные свойства материалов. Пыльная поверхность изоляционных материалов снижает поверхностное сопротивление на несколько порядков и уменьшает напряжение поверхностного пробоя.

Песок и крупные частицы пыли при сильном ветре могут повредить поверхность наружных деталей аппаратуры. Для защиты от песка и пыли в конструкциях радиоаппаратуры необходимо предусматривать соответствующие уплотнители.

Влияние радиации. Радрюаппаратура, находясь под воздействием прямых солнечных лучей, может сильно нагреваться, что вызывает такие же изменения в ней, что и при температурных воздействиях. Ультрафиолетовые излучения солнца вызывают химические изменения в ряде изоляционных материалов. Некоторые типы пластмасс меняют свой цвет, быстро стареют и становятся хрупкими. Лакокрасочные покрытия обесцвечиваются, растрескиваются и отслаиваются. Большинство металлов и керамических материалов под действием космической радиации практически не изменяет своих свойств. Неорганические материалы также очень слабо подвержены влиянию космической радиации.

Влияние вибрации. Вибрации подвержена аппаратура, устанавливаемая на автомобильном и железнодорожном транспорте, на кораблях, самолетах и ракетах. Например, на кораблях основная вибрация создается ходовыми винтами и главным двигателем, на самолетах и ракетах - тяговыми двигателями, встречным потоком воздуха и другими причинами.

Ускорение, действующее на РЭА, принято выражать в единицах ускорения силы тяжести g"=9,81 м/c, тогда действующая перегрузка в единицах ускорения силы тяжести /=ЛР/250, где А - амплитуда перемещения; f - частота колебания.



Бее детали и узлы радиоаппаратуры имеют определенную мае су т, сосредоточенную в центре тяжести. В процессе вибрации эти детали и узлы получают определенные ускорения, в результате сила Р, приложенная в центре тяжести детали или узла, возникающая при ускорении, вызванном вибрацией, будет

Р = т/. (1.1)

Под действием силы Р в деталях несущих конструкций могут возникать большие механические напряжения, которые могут привести к поломке последних. При вибрации (даже при малых уровнях вибрационных нагрузок) с течением времени возникают разрушения элементов конструкции за счет явлений усталости, которые при знакопеременных нагрузках проявляются больше, чем при статических. Особую опасность представляют вибрации, частота которых совпадает с собственными частотами деталей и элементов конструкции.

При воздействии вибрации ухудшается качество всех видов механических соединений. При длительном действии вибрации разбалтываются винтовые соединения, расшатываются заклепочные, а сварные - разрушаются. Происходит обрыв проводов и элементов, закрепленных за выводы. Контактные пружины реле, переключателей, а также плоские пружины элементов конструкции, представляющие собой консольные балки, при воздействии вибрации могут колебаться с определенной частотой, в результате возможны ложные срабатывания реле и переключателей или поломка пружин.

Влияние ударов. Удары возникают при приземлении самолета, при маневрировании вагонов железнодорожного транспорта, при падении приборов и т. д. В результате удара происходят колебания с большой амплитудой, действие которой и может вызвать значительные повреждения в аппаратуре, но благодаря демпфирующей способности упругих элементов они быстро затухают.

Части конструкций с большой сосредоточенной массой, особенно закрепленные консольно, из-за ударов смещаются со своих фиксированных мест или даже срываются с крепления. Удары, направления которых создают большие срезающие напряжения, разрушают сварные и заклепочные соединения. Элементы крепления деталей, выполненных из материалов, обладающих малой удельной вязкостью, например алюминиевое литье, керамика, некоторые пластмассы и др., при воздействии ударных нагрузок часто обламываются.

Влияние линейного и центробежного ускорения. При изменении скорости на прямолинейном участке движения или при криволинейном движении объекта, на котором установлена РЭА, последняя испытывает линейное или центробежное ускорение. Сила Р, приложенная в центре тяжести детали или узла, возникающая при действии указанных ускорений, также определяется по (1.1). Под действием силы Р в деталях несущих конструкций возникают значительные напряжения, которые могут привести к их поломке.




0 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76
Яндекс.Метрика