![]() | |
Слаботочка Книги 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 образной формы (рис. 2-\,г п д) (называемых также С-образными). Для получении возможно меньшего магнитного сопротивления в местах стыка С-образных сердечников их торцовые поверхности подвергаются шлифовке. Тороидальные ленточные магнитопроводы (рис. 2-1,с), изготовляемые путем навивки ленты требуемой ширины на оправку заданного размера, дополнительной сборки не требуют . Все перечисленные выше конструкции магнитопроводов применяются в качестве сердечников однофазных трансформаторов и дросселей. В трехфазных трансформаторах обычно используется стержневая конструкция, изображенная на рис. 2-2. Магнитопроводы сглаживающих дросселей, как указывалось выше, имеют воздушный (немагнитный) зазор (Д). На рис. 2-3 приведены конструкции магнитопроводов сглаживающего дросселя. На рис. 2-3,а показана конструкция броневого пла- ![]() 1%с, 2-2. Конструкция трех-фазгшго стержневого магнитопровода. ![]() Рис. 2-3. Конструкция мапнитюпрОВодов оглаживающих дросселей. й - брота-вои, С - тораида.пьный; в - броневой ленточный. стинчатого магнитопровода. Его характерной особенностью является сборка пластин не вперскрышку, а в одну сторону. На рис. 2-3,6 приведена конструкция тороидального магнитопровода, в котором с одной стороны сделан разрез, заполненный изоляционной прокладкой. На рис. 2-3,fi показана конструкция броневого Jichsom-ного магниюпровода. В плас]ничатых магннтопроводах собираемых внерекрышку, стыки между отдельными пластинами чередуются со сквозными пластинами. Поэтому большая часть магнитного потока в местах стыка проходит через сквозную пластину, а его меньшая часть - через воздушный зазор (рис. 2-4,(2). В результате этого индукция в сквозных пластинах увеличивается, что приводит к возраста- Рис 2-4 Распроделение (Мапнигного потока в местах стыка магнитопровода. ПИЮ намагничивающей мощности, В ленточных С-образ-ных магпитопроводах весь магнитный поток проходит через воздушный зазор (рис. 2-4,6), что также значительно увеличивает намагничивающую мощность. Увеличение намагничивающей мощности приводит к увеличению тока холостого хода трансформаторов и значительно ухудшает магнитные характеристики сердечников, используемых для дросселей насыщения и магнитных усилителей. Поэтому в последнее время Ф. В, Урья-шем была предложена новая технология сборки пластинчатых и ленточных С-образных сердечников, позволяющая значительно улучшить их магнитные свойства. По этой технологии пластинчатые магнитопроводы собираются не внерекрышку, а в одну сторону, как и магнитопроводы сглаживающих дросселей; после сборки обе части магнитопровода склеиваются при помощи специ-56 альной ферромагнитной пастыПри использоваиии С-образных сердечников обе его половины склеиваются той же пастой. Введение в воздупшый зазор ферромагнитной пасты приводит к уменьшению полного магнитного сопротивления сердечника и потерь в нем. Особенно эффективно использование пасты для магнитопроводов малых размеров, у которых магнитное сопротивление воздушного зазора представляет значительную часть их общего сопротивления. Применение ферромагнитной пасты позволяет нонп-зить требования к качеству механической обработки стыков магнитопроводов и значительно упрощает их изготовление и сборку. 2-4. КОНСТРУКЦИЯ ОБМОТОК Обмотки трансформаторов и дросселей должны быть хорошо изолированы как от магнитопровода, так и друг от друга. Изоляция обмотки от стержневых и броневых магнитопроводов осуществляется при помощи каркасов, изготовляемых из пегпгроскопического материала, с хорошей электрической и механической прочностью. Простейший и наиболее распространенный тиц каркаса представляет собой гильзу, изготовляемую из электротехнического картона (прессшиана). Сравнительно часто применяются склеенные из прессшпана каркасы, отличающиеся от гильз наличием боковых щечек, защин1аюн1их торцовые части обмоток от механических повреждений, Прн массовом производстве трансформаторов и дросселей используются сборнь[е каркасы, изготовляемые из твердых изоляционных материалов (гстииакса или текстолита), или каркасы, прессованные из различных изоляционных пластмасс. Образцы гильзы и н1та.мпованного каркаса приведены иа рис. 2-5. Кроме каркаса, предохраняющего обмотки от соприкосновения с магнитолроводом, катушка трансформатора или дросселя содержит также междуслоевую, меж-дуобмоточиую и внешнюю изоляцию. Междуслоевая изо- Состав пасты: эпоксидная смола ЭД-5-18,о весовых частей (в. ч), карбонильное железо Р-4-77,0 в. ч, малеиновыи ангидрид - 4,5 в. ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 |
|