![]() | |
Слаботочка Книги 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [58] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 принцип действия этих схем оотовав на изменении коэффициента трансформации автотрансформатора, а следовательно, и напряжения на зажимах первичной обмотки трансформатора, входящего в схему выпрямителя. На рис. 7-4,а приведена схема со ступенчатым, а на рис. 7-4,6 - с плавным изменением коэффициента трансформации. Точность регулирования в схеме рис. 7-4,а тем выше, чем больше отводов имеет обмотка автотрансформатора. В этой схеме, в отличие от схемы с потенциометрод!, можно осуществить регулировку напряжения не только ![]()
Рис. 7-4. Схемы регулировки переменного напряжения при помощи автотрансформатора. а - ступенчатая регулировка; б -плавная регулировка. ОТ нуля до номинального значения, но и до любой необходимой величины. Недостатками схемы являются отсутствие плавной регулировки, а также необходимость установки переключателя сложной конструкции, позволяющего производить переключение под нагрузкой (т. е. не прерывая работы выпрямителя). В некоторых случаях схему регулировки можно упростить, если в качестве автотрансформатора иоиоль-зовать первичную или вторичную обмотку выпрямительного трансформатора (рис. 7-5). Схема рис. 7-5,а менее удобна, чем схема рис. 7-5,6, так как для уменьшения напряжения на зажимах вторичной обмотки необходимо увеличивать число витков первичной обмотки, что приводит к дополнительному расходу меди. В свою очередь, схему рис. 7-5,6, можно применять лишь при сравнительно небольших значениях вьшрямленного напряжения, так как при высоких напряжениях сильно усложняется конструкция переключателя. 180 Из рассмотренных выше схем с автотрансформйто-рами более со1вершенной является схема рис. 7-4,6, в которой используется автотрансформатор с плавным изменением коэффициента трансформации. Достоинствами этой схемы (кроме указанных выше) являются плавная регулировка и отсутствие переключателя. Недостатком схемы является наличие щеточного контакта, что несколько онижает ее надежность. Нашей промышленностью в (настоящее время выпускаются различные типы таких автотрансформаторов ![]() а) б) Рис. 7-5. Схемы регулировки переменного напряжения изменением числа витков первичной и вторичной обмоток трансформатора. мощностью 0,5-30 ква в однофазном и трехфазном исполнении. Плавную регулировку иереманного напряжения можно осуществить также при помощи автотрансформатора с П0ДВИЖ1Н0Й короткозамкнутой катушкой. Устройство автотрансформатора видно из рис. 7-6. На среднем стержне трехстержневого сердечника расположены две одинаковые намотанные встречно обмотки / и . Поверх этих обмоток помещается короткозамкну-тая обмотка К, которая с помощью специального приводного механизма может перемещаться вдоль среднего стержня. Если бы короткозамкнутая катушка отсутствовала, то сумма равных по величине магнитных потоков, созданных токами обмоток / и , была бы равна нулю и ток, потребляемый автотрансформатором из сети, был бы ограничен только активным сопротивлением этих обмоток. Если поместить катушку К в верхней части сердечника, как показано на рис. 7-б,а, то поток обмотки / резко уменьшится. Причиной этого является возникно- вение в обмоТке К тока большой величины (так как сопротивление обмотки мало); по закону Ленца, магнитный поток катушки К, созданный этим током, нанравлен встречно вызвавшему его потоку, а по величине примерно равен ему. Так как результирующий поток, пронизывающий обмотку /, очень мал, то напряжение на ее зажимах невелико (оно составляет обычно 5-10% напряжения сети). Так как поток в верхней части сердечника скомпенсирован, то поток в его ниЖНей части может замыкать- о --о Рис. 7-6. Автотрансформатор с подвижной короткозамкнутой катушкой. а - напряжение па нагрузке минимальное; б - напряжение на нагрузке максимальное. ся лишь НО пути, указанному пунктиром. -Как видно из рис. 7-6,а, большая часть пути магнитного потока проходит по вовдуху, что приводит к значительному увеличению намагничивающего тока, потребляемого автотрансформатором из сети. При перемещении катушки в крайнее нижнее положение, как показано на рис. 7-6,6, будет скомпенсирован магнитный поток нилней части сердечника. Результирующий магнитный поток, пронизывающий обмотку /, будет иметь наибольшее значение и поэтому напряжение на ее зажимах будет максимальным. При промежуточных положениях кароткозаммнутой катушки получаются промежуточные значения выходного напряжения. Автотрансформаторы с подвижной короткозамкнутой катушкой изготовляются на значительные мощности. Их достоинствами являются высокий к. п. д. (0,9-0,95), плавная регулировка и большая надежность в связи 182 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [58] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 |
|