Слаботочка Книги

1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

него сгорания. Из этого следует, что для одной и той же группы аппаратуры нормы технических требований на изделия могут быть по жесткости разные в зависимости от конкретных условий применения ее.

Примерные нормы и требования, предъявляемые к изделиям с контактами для различных групп аппаратуры в части их устойчивости к климатическим воздействиям, приведены в табл. 1-3, составленной па основании отечественных и зарубежных данных [Л. 3 и 4].

Таблица 1-3

Прнмервые климатические нормы и требования, предъявляемые к изделиям, предназначенным для работы в различных группах радиоэлектронной аппаратуры

Воздействующие факторы

Группы аппаратуры

Наземная стационарная

Наземная подвижная

Морская (надводная и береговая)

Самолетная и ракетная

Температура, °С:

повышенная ....

+50+125

+80+125

+70+200

+ 100+350

пониженная ....

-40-60

-60-80

-40-60

-60-65

термоудара ....

-60+125

.60+125

-60+200

-65+350

Относительная влаж-

ность, %......

Атмосферное давление,

мм рт. cm......

Морской туман.....

Есть

Есть

Солнечная радиация с

интенсивностью до

2 кал/см-ман ....

Есть

Есть

Грибковая плесень . . .

Есть

Есть

Есть

Пыль и песок.....

Есть

Есть

Агрессивные газы . . .

Есть

Есть

Для аппаратуры тропического исполнения.

1-4. ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТОЙЧИВОСТИ К МЕХАНИЧЕСКИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

Изделия с электрическими контактами должны быть достаточно прочными, выдерживая различные по характеру механические нагрузки s течение всего срока службы.

В процессе эксплуатации, транспортировки и хранения изделия могут испытывать те или иные механические воздействия. При перевозках сухопутным транспортом возникают удары, толчки и тряска, особенно во время торможения или маневрирования с большой ско-14



ростью по неблагоустроенным дорогам. К,роме того, может иметь место вибрация, обусловленная, например, периодическим биением колес о стыки рельс в поездах, из-за неровностей и швов на дорогах в автомобильном транспорте. Частота вибрации, наблюдаемая при перевозках на гусеничных тракторах и создаваемая ходом гусениц, достигает нескольких сот и даже тысяч герц.

На судовом транспорте ударные механические нагрузки создаются во время шторма, при качке судна и сильных ударах штормовой волны о борт корабля. Вибрационные нагрузки на судах вызываются главным образом винтами и двигателями, ритмичная работа которых вызывает вибрацию корпуса и надстроек. Частота и амплитуда вибрации зависят от типа суДна, его машинного оборудования и места расположения изделий, однако частота их не превышает 150 гц.

Ударные нагрузки в самолетах возникают главным образом при посадке. Вибрации имеют место в течение всего полета и так же, как и на судне, они будут разные по силе и частоте в зависимости от типа самолета и места расположения изделий, но частота этих вибраций, как правило, не превосходит 1 000-1 500 гц.

В меньшей степени известны ударные и вибрационные нагрузки на космических кораблях и спутниках. По далеко не полным данным зарубежной печати вибрации в некоторых из них имеют диапазон частот от 5 до 2 ООО гц с ускорением от 20 до 50 g.

Повреждения изделия на ракетах и спутниках могут быть также от сильного акустического шума при запуске двигателей, уровень которого, по данным иностранной печати, превышает 140 дб.

Изделия и аппаратура могут также подвергаться толчкам и ударам вследствие невнимательного отношения обслуживающего персонала и различных случайностей. При ударах и вибрации могут быть следующие основные повреждения в изделиях с контактами: разрушение паек и монтажных соединений, порча крепежных элементов, срыв резьбовых соединений, сколы и трещины на пластмассовых и керамических изоляторах, растрескивание и разрушение корпусов, нарушение контакта вследствие его деформации, поте.ря герметизации.

Вибрации могут вызывать в изделиях механический резонанс и возникновение опасных напряжений в материалах конструкции. Поэтому при конструировании вы-



бирают наиболее высокие собственные резонансные частоты для самой конструкции и ее отдельных элементов.

Ко многим изделиям с контактами предъявляют требования как в части вибропрочности, так и виброустойчивости. Под вибропрочностью конструкции понимается сохранение нормальной работоспособности после длительного воздействия вибрации. Под виброустойчивостью понимается работоспособность изделия в процессе воздействия вибрации.

Таблица 1-4

Типовые военные условия на механические воздействия при эксплуатации и транспортировке аппаратуры

Объекты, содержащие радиоэлек-[ тройную аппаратуру и окружающие условия

Возможные механические нагрузки

Вибрация

Удары, g

Эксплуатация Танки ............

Управляемые снаряди . . . .

Стационарная аппаратура . . .

Переносная аппаратура . . . .

Скоростные суда, самолеты и ракеты ..........

Взрывы снарядов.......

Транспортировка Шоссейная дорога......

Железная дорога......

Транспортная авиация . . . .

20-2 000 гц, амплитуда 0,025 мм 30-5 000 гц, ускорение до Жд 10-55 гц, ускорение 2g

10-2 000 гц, ускорение 10

10-2 000 гц, ускорение 20g

О-15 гц, амплитуда- несколько десятков

миллиметров 2-3 гц, амплитуда

1,9 мм 5-150 гц, амплитуда до 0,075 мм

До 200 Данных нет До 50 До 50

До 50 До 200

Данных нет

До 50 До 50

Степень жесткости требований, предъявляемых к изделиям в отношении механических нагрузок, бывает разная в зависимости от группы аппаратуры, в которой они должны работать. Наиболее жесткие требования предъявляются к изделиям, применяемым в военной аппаратуре. Для иллюстрации характеристик механических воздействий, встречающихся в реальной обстановке, можно привести зарубежные данные (см. табл. 1-4) типовых военных условий [Л. 4]. Ш




1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76
Яндекс.Метрика